Всех же дней жизни Адама было девятьсот тридцать лет, и он умер... Всех же дней Ноя было девятьсот пятьдесят лет, и он умер... И умер Фарра в Харране... И умерла Сарра в Кириаф-Арбе.
Но вот Авраам покупает пещеру Махпела, долго торгуется (об этом позже) и хоронит в ней Сарру.
С этого времени изменяется формула смерти:
ויאסף אל-עמיו
И скончался Авраам,и умер в старости доброй,престарелый и насыщенный жизнью, и приложился к народу своему...
…лет же жизни Измаила было сто тридцать семь лет, и скончался он, и умер, и приложился к народу своему...
…и умерла Рахиль, и погребена на дороге в Ефрафу...
…и испустил Исаак дух, и умер, и приложился к народу своему...
…и окончил Иаков завещание сыновьям своим, и положил ноги свои на постель, и скончался, и приложился к народу своему...
…И умер Иосиф ста десяти лет. И набальзамировали его, и положили в ковчег в Египте... И кости Иосифа, которые вынесли сыны Израилевы из Египта, схоронили в Сихеме, в участке поля, которое купил Иаков у сынов Еммора, отца Сихемова, за сто монет и которое досталось в удел сынам Иосифовым…
И сказал Господь... пусть приложится Аарон к народу своему...
И говорил Господь Моисею в тот же самый день и сказал: взойди на сию гору Аварим, на гору Нево, которая в земле Моавитской, против Иерихона, и посмотри на землю Ханаанскую, которую я даю во владение сынам Израилевым; и умри на горе, на которую ты взойдешь, и приложись к народу твоему, как умер Аарон, брат твой, на горе Ор, и приложился к народу своему...
…И похоронили его (Иисуса Навина) в пределе его удела в Фамнаф-Сараи, что на горе Ефремовой, на север от горы Гааша… погребен в городе своем…
…И пришли братья его и весь дом отца его, и взяли его, и пошли и похоронили его между Цорой и Эстаолом, в гробнице Маноя, отца его…
…И почил Давид с отцами своими и погребен был в городе Давидовом…
…И почил Соломон с отцами своими, и погребен был в городе Давида, отца своего…
Далее и почил с отцами своими и погребен (там-то).
Когда формула приложился к народу своему – метафора,а когда – нет?
Приложился к народу своему - это то, что мы видим в захоронении периода Первого Храма (в Катеф Бней Хином*, например): после подготовки к смерти (равной по времени подготовке к жизни - 9 месяцев) - кости складывались в общий репозиторий (приложился к народу своему). По мнению Габи Баркая, археолога, открывшего эти склепы (с единственным в пределах Иерусалима неразграбленным захоронением), главу семьи хоронили отдельно в саркофаге, а кости всех остальных складывали в репозиторий. Семейный склеп назывался бейт авот… (в переводе "дом отцов". Сегодня так называются дома престарелых. Это ж как прочно надо было забыть прежнюю метафору!) Было и женское отделение (его нам Габи не показывал или я принципиально не увидела), хотя Авраам приложился…к Сарре. Хоронили со всем, что нужно было для... жизни. Габи нашел в гробнице,среди прочего (посуда, одежда, ценности и пр.), «благословение коэнов»** на серебряной пластинке – оберег для умершего (!).
Пусть приложится к народу своему, - конечно, метафора. А вот для захоронения в Катефе, - конечно, не метафора. И в Махпеле тоже, я думаю. И тогда возникает вопрос: почему арабы почитают могилу Измаила в Мекке,если он «приложился к народу своему»? Ответ, на мой взгляд, только один: политическое решение. Почему возникло женское отделение? Идеологическое решение. Был ли саркофаг у Давида? Возможно (но не тот, что мы видим, конечно).
Я вообще думаю, что метафоры – это забытые неметафоры. Как «перемывание косточек» (обряд перед положением костей в репозиторий или оссуарий).
Есть и более сложные процессы. «Смыл кровью своей первородный грех человечества». В Новом Завете этого нет. Первородный грех, вообще, понятие более позднее. Но вот его объединили с расколовшейся Голгофой(и камни расселись – у Матфея, но один из воинов копьем пронзил Ему бок, и тотчас истекла кровь и вода – у Иоанна) - и вот уже под Голгофой могила Адама, а под изображением креста появляется череп Адама… Метафора создает реальность.
Вот очень мне жалко, что забыли об Иерусалиме и нет (я не нашла) легенд, которые бы связали череп Адама с Крестовым монастырем. А ведь так просто! Хоть апокриф пиши.
Возможно, и захоронение в Катефе – реализация метафоры, а формула для Авраама обозначает «приложился к своему будущему народу», т.е. метафора?
Ничего, кроме вопросов. Зато какой простор для фантазии!
_______________________________________________________
* Катеф бней Хином - название археологических раскопок в Иерусалиме на склоне Геенны (так, в свою очередь, называется ныне по-русски"долина сына Енномова", известная из Ветхого Завета (Иисус Навин 15:8,например). А Геенной она стала потому... Как-нибудь в другой раз.
** И сказал Господь Моисею, говоря: скажи Аарону и сынам его: так благословляйте сынов Израилевых, говоря им: да благословит тебя Господь и сохранит тебя! да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! да обратит Господь лице Своё на тебя и даст тебе мир! Так пусть призывают имя Моё на сынов Израилевых, и Я благословлю их. (Чис.6:22-27)
Комментарии сюда.
Мои экскурсии представлены на сайте "Путешествуйте!"
Заказать экскурсию по е-mail
Связаться по Skype
Мой телефон в Израиле+972(0) 54-4934618
Комментарии сюда.
Мои экскурсии представлены на сайте "Путешествуйте!"
Заказать экскурсию по е-mail
Связаться по Skype
Мой телефон в Израиле+972(0) 54-4934618